ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСТВА КАК ЭТАПА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Ключові слова: жизненный путь, развитие личности, коммуникативность, циклоидная модель переживаемого времени, большой биологический цикл, юношество, готовность к изменениям, жизненные ценности, одиночество, импульсивность, адаптивность, социальная фрустрация.

Анотація

В статье юношество рассмотрено как этап временной развертки жизненного пути. В таком контексте для решения нормативных задач данного этапа личность должна обладать таким арсеналом психологических свойств, которые помогут ей оптимально справиться с задачами своего возраста для наилучшего передвижения во времени. В общей логике жизни на время юношества приходится задача развития коммуникативных свойств и формирования своего ближайшего социального окружения как результат его положительного решения. Причем ближайшее социальное окружение должно включать в себя четыре группы, которые не пересекаются: личную, профессиональную, дружескую и посвященную индивидуальным увлечениям. Поэтому молодые люди должны отличаться от людей, находящихся на других этапах жизненного пути, такими особенностями, которые позволят им решить эти задачи оптимально. Проведенное исследование показало, что специфическими свойствами, которые присущи лицам именно юношеского возраста, являются: отсутствие категоричности или консерватизма в оценках других людей; отсутствие стремления подогнать партнера под себя, сделать его «удобным»; терпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми; умение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других; креативность; увлеченность; страстность; оптимизм; смелость, предприимчивость; неуверенность в себе, а также ценности: социальные контакты; материальное положение; семейная жизнь. Это означает, что именно эти параметры непосредственно взаимосвязаны с дифференциацией испытуемых по этапам жизненного пути.

Посилання

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. — Москва: Мысль, 1991. — 299 с.
2. Березина Г. Н. Жизненный путь личности: осознаваемые и неосознаваемые аспекты / Березина Г. Н. // Психологический журнал. — 1998. — № 3. — С. 12–18.
3. Буганова В. М. Закономерности психического развития в масштабе времени / Буганова В. М. // Вісник Харківського університету. Серія: Психологія. — 2002. — № 550, частина 1. — С. 31–34.
4. Гаврилова Т. А. Новые исследования особенностей подросткового и юношеского возраста / Гаврилова Т. А. // Вопросы психологии. — 1984, № 1. — С. 38–49.
5. Динаміка особистісних трансформацій у студентів під час навчання у ВНЗ: матеріали всеукраїнської науково-практичної конференції («Проблеми розвитку педагогіки вищої школи в ХХІ столітті: теорія і практика»), (Одеса, 2002 р.) / Одеський юридичний інститут Національного університету внутрішніх справ. — Одеса, 2002. — 89 с.
6. Жизненный путь личности / под ред. Л. В. Сохань. — Киев: Грани, 1987. — 223 с.
7. Кон И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности / Кон И. С. — М.: Знание, 1976. — 175 с.
8. Кондрашова И. Онтогенез и жизненный путь человека / Кондрашова И. — Вологда: Магда, 2014. — 196 с.
9. Професійне самовизначення в контексті завдань життєвого шляху: матеріали міжнародної науково-практичної конференції («Проблеми розвитку педагогіки вищої школи в ХХІ столітті: теорія і практика»), (Одеса, 20.11.2009 р.) / Одеський Юридичний університет. — 2009. — 122 с.
10. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Раис Ф. — СПб.: Речь, 2000. — 146 с.
11. Цуканов Б. И. Время в психике человека / Цуканов Б. И. — Одесса: Астро- Принт, 2000. – 220 с.
12. Часові закономірності життєвого шляху особистості: матеріали І Міжнародної наукової міждисциплінарної конференції («Час у дзеркалі науки»), (Київ, 19 березня 2011 р.). — Центр учбової літератури, 2011. — 405 с.
Опубліковано
2023-08-18