СПЕЦИФИКА И РАЗВИТИЕ ТЕРМИНА «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ» В МИРОВОЙ ПСИХОЛОГИИ

Ключові слова: эмоциональный интеллект, эмоция, интеллект, история психологии, психологические процессы, мышление.

Анотація

В статье рассмотрен процесс появления и развития подходов к интерпретации понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Выделены особенности специфики становления термина в странах США, Европы и государствах постсоветского пространства. Цель исследования — проанализировать понятие «эмоциональный интеллект» и выявить специфику подходов к его интерпретации в мировой психологии. Достижение поставленной цели потребовало решения таких задач: рассмотреть понятие «эмоциональный интеллект»; проанализировать и обобщить содержание интерпретаций рассматриваемого понятия и выявить специфику его развития в психологии; выявить существующие способы определения показателя Emotional Intelligence и оценить их эффективность. Научная статья является обобщающим систематическим исследованием. В ходе исследования были сделаны такие выводы: понятие «эмоциональный интеллект» является относительно новым, однако вопросы о взаимосвязи разума и эмоций интересовали людей еще в древности. Фактически каждой эпохе развития человечества были присущи идеи, связанные с соотношением когнитивного и чувственного, однако только в конце XX в. был сформулирован и приобрел широкую популярность в мировой психологии термин «эмоциональный интеллект». Спустя три десятилетия мы можем говорить о том, что понятие прошло определенный эволюционный путь и сегодня является одной из наиболее обсуждаемых категорий. В XXI в. уровень Emotinal Intelligence стал важной характеристикой современной личности и надежного работника, поэтому этой теме посвящено множество исследований и разработки тестов для определения EI. Тем не менее, единственного верного подхода к определению показателя EI и выявлению его влияния на качество жизни личности пока нет. Этим и обусловливается актуальность исследований в области знаний.

Посилання

1. Александрова Н. П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» / Н. П. Александрова // Вестник РУДН: Психология и педагогика. — 2009. — № 1. — С. 71–75.
2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. — Новополоцк: ПГУ, 2011. — 388 с.
3. Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г. Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тезисы научно-практической конференции. — Санкт-Петербург: Изд-во СПб. ун-та. — 1999. — С. 25–26.
4. Гоулман Д. Емоційний інтелект / Д. Гоулман. — Vivat, 2018. — 512 c.
5. Дегтярев А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии [Электронный ресурс] / А. В. Дегтярев // Психологическая наука и образование: электронный журнал. — 2012. — № 2. — С. 1–13. — URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_2_2912.pdf
6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2001.
7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства: учеб. пособие для студ. вузов / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 752 с.
8. Ларина А. Т. Эмоциональный интеллект / А. Т. Ларина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2016. — Т. 5 (№ 3). — С. 275–278. 9. Люсин Д. В. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям / Д. В. Люсин. — М.: Институт психологии РАН, 2009. — 351 с.
10. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин. — М.: Институт психологии РАН, 2004. — 176 с.
11. Манойлова М. А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов / М. А. Манойлова. — Псков: ПГПИ, 2004. — 60 с.
12. Шехтер С. Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния / С. Шехтер // Психологический обзор. — 1962. — № 69(5). — С. 379–399.
13. Bar-On R. The Bar-On model of emotional intelligence: A valid, robust and applicable EI model / R. Bar-On // Organisations & People. — 2007. — № 14. — P. 27–34.
14. Bar-On R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manual / R. Bar-On. — Toronto: Multi-Health Systems, 1997. — 28 p.
15. Klinnert V. D. Emotions as behavior regulators: Social referencing in infancy / V. D. Klinnert // Emotion. Theory, research and experience. — N. Y.: Acad. Press, 1983. — V. 2. — P. 57–86.
16. Mayer J. D. Emotional Intelligence meets traditional standards for an intelligence / J. D. Mayer, D. R. Caruso, P. Salovey // Intelligence. — 1999. — V. 27. — P. 267–298.
17. Mayer J. D. What is emotional intelligence? / J. D. Mayer, P. Salovey, D. Sluyter // Emotional development and emotional intelligence: Implications for educators. — New York: Basic, 1997. — P. 3–31.
18. Petrides K. Trait emotional intelligence: Psychometric investigation with reference to established traits taxonomies. / K. Petrides, A. Furnham // European Journal of Personality. — 2001. — № 15 — P. 425–448.
19. Wechsler, D. Non-intellective factors in general intellect / D. Wechsler // Psychological Bulletin. — 1940. — 37. — P. 444–445. Reprinted in Journal of Abnormal Social Psychology. — 1943. — 38. — P. 101–103.
Опубліковано
2023-08-18